Всемирный день предотвращения самоубийств проводится 10 сентября с целью укрепления приверженности и поощрения деятельности по предотвращению самоубийств во всем мире. В среднем, ежедневно около 3 тысяч человек кончает жизнь самоубийством. На каждого человека, совершившего самоубийство, приходится 20 или более человек, пытавшихся покончить с собой. О том, каковы основные причины, которые могут подтолкнуть человека к роковому выбору совершения суицида, рассказал врач-психиатр высшей категории, нарколог Василий Балан.
На протяжении своей жизни человек часто переживает разнообразные кризисные ситуации. Это смерть члена семьи, разрыв отношений с партнером, финансовые потери, тяжелые болезни, профессиональные неудачи, увольнение с работы и множество других. Многие из этих событий связаны с тяжелыми чувствами вины, страха, горя, стыда, ощущениями «потери смысла жизни» и отчаяния. В большинстве случаев люди способны находить в себе силы справиться с переживаниями и адаптироваться к новым жизненным ситуациям и своему месту в мире. Часто это трудно сделать в одиночку. Тогда поддержка других может оказаться тем спасательным кругом, который помогает человеку выжить.
К сожалению, нередки и ситуации, когда человек выбирает иное – добровольную смерть.
С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в кризисной ситуации. Особенно актуальной эта проблема стала на рубеже XX-XXI столетий. Согласно данным ВОЗ, в год на планете фиксируется около 1 млн. самоубийств, что составляет примерно 1 случай каждые 40 секунд. Так что можно с полной уверенностью утверждать, что смертность в результате самоубийств занимает первое место в мире по сравнению со смертностью от сердечнососудистых и онкологических заболеваний и травм, в особенности это касается граждан трудоспособного возраста.
Не является исключением в смысле подобных статистических данных и наш регион. К сожалению, в Рыбнице и районе зарегистрирован достаточно высокий уровень самоубийств, что свидетельствует о социальной природе этого явления. Существуют статистические закономерности, согласно которым риск самоубийства выше у мужчин, чем у женщин, в пожилом возрасте, чем в молодом. Также риск самоубийств выше среди атеистов, чем среди верующих и среди одиноких, чем среди состоящих в браке и имеющих детей. В связи с этим можно подчеркнуть важный факт - в ситуации личного кризиса человеку крайне необходима социальная поддержка, потому что одиночество усиливает отчаяние и безнадежность.
Важно то, что, находясь в состоянии душевного конфликта, тяжелых внешних обстоятельств, страданий, связанных с болезнью, человек часто не способен объективно оценить свое состояние. Например, страдания кажутся бесконечными, хотя в большинстве случаев любая боль постепенно утихает или человек может ощущать безвыходность ситуации, хотя выход всегда существует и часто состоит в том, чтобы пережить чувства, связанные с потерей, и адаптироваться к новой реальности существования. Тут очень важны поддержка и помощь окружающих, которые могут удержать от принятия крайнего решения. Источником этой поддержки могут быть близкие люди, но при их отсутствии, эту функцию должны брать на себя социальные службы, обеспечивающие материальную и психологическую поддержку одиноких людей.
Напоследок подчеркнем, что в нашем обществе люди с большей охотой обращаются к врачам соматического профиля (терапевты, невропатологи и другие специалисты), чем к психиатрам, психотерапевтам. В связи с этим навыками диагностики кризисной ситуации и симптомов расстройств, могущих спровоцировать суицид, должны обладать не только психиатры или психотерапевты, но и врачи первичной медико-санитарной помощи. А лечение депрессии, зависимости от алкоголя или наркотиков и других психических расстройств должно осуществляться комплексным методом. Психиатр (нарколог) контролирует медикаментозное лечение, психотерапевт и психолог должны осуществлять более тесную коммуникацию с пациентом, социальные работники обязаны контактировать с пациентом и его семьей, особенно в случае хронических заболеваний, когда нарушение социальной адаптации может быть особо выраженным.